В последнее десятилетие, произошли существенные изменения в сфере образования Российской Федерации. Резко возросло внимание к проблеме образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. С принятием Федерального закона № 273 — ФЗ «Об образовании» стало развиваться инклюзивное образование, направленное на обеспечение всестороннего развития обучающихся, имеющих особые образовательные потребности.
Одной из главных задач государственной политики перед системой образования является создание условий для обеспечения доступности и получения качественного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью совместно с обучающимися, не имеющими ограничения. Декларирование инклюзивного образования, подразумевает, что создание комплекса всех условий образования становится безусловным требованием к развитию образовательной организации.
В МАОУ Заозерная СОШ № 16 г. Томска накоплен опыт по обучению особой категории лиц с ОВЗ. В 2013 году в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», с целью модернизации образования, реализации инновационной деятельности школы в направлении совершенствования процесса обучения и воспитания, обновления содержания образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты и в целях совершенствования коррекционной работы с обучающимися, школа вступила в инновационный проект «Проектная деятельность, как средство создания психологически комфортной развивающей среды для формирования универсальных учебных действий у детей с проблемами обучения и здоровья».
Инклюзивное образование в школе предполагает совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями и сверстниками, не имеющими каких-либо ограничений в пределах одной образовательной организации при создании специальных условий обучения.
На сегодняшний день в школе обучается 110 человек с ОВЗ (из них 12 чел. с инвалидностью), что составляет 5,1 % от общего количества обучающихся. Общее количество обучающихся с инвалидностью – 16 человек. Нозология двух категорий обучающихся весьма разнообразна: нарушение зрения (слабовидящие), нарушение мнестической сферы (аутизм), нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение слуха (слабослышащие), нарушение речи, задержка психического развития.