МАОУ СОШ № 16
г. Томск
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    В последнее десятилетие, произошли существенные изменения в сфере образования Российской Федерации.  Резко возросло внимание к проблеме образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. С принятием Федерального закона № 273 — ФЗ «Об образовании» стало развиваться инклюзивное образование, направленное на обеспечение всестороннего развития обучающихся, имеющих особые образовательные потребности.

    Одной из главных задач государственной политики перед системой образования является создание условий для обеспечения доступности и получения качественного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью совместно с обучающимися, не имеющими ограничения. Декларирование инклюзивного образования, подразумевает, что создание комплекса всех условий образования становится безусловным требованием к развитию образовательной организации.

    В МАОУ Заозерная СОШ № 16 г. Томска накоплен опыт по обучению особой категории лиц с ОВЗ. В 2013 году в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», с  целью модернизации образования, реализации инновационной деятельности школы  в направлении совершенствования процесса обучения и воспитания, обновления содержания образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты и в целях совершенствования коррекционной работы с обучающимися, школа вступила в  инновационный проект  «Проектная деятельность, как средство создания психологически комфортной развивающей среды для формирования  универсальных учебных действий у детей с проблемами обучения и здоровья».

    Инклюзивное образование в школе предполагает совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями и сверстниками, не имеющими каких-либо ограничений в пределах одной образовательной организации при создании специальных условий обучения.

    На сегодняшний день в школе обучается 110 человек с ОВЗ (из них 12 чел. с инвалидностью), что составляет 5,1 % от общего количества обучающихся. Общее количество обучающихся с инвалидностью – 16 человек. Нозология двух категорий обучающихся весьма разнообразна: нарушение зрения (слабовидящие), нарушение мнестической сферы (аутизм), нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение слуха (слабослышащие), нарушение речи, задержка психического развития.

    Меры поддержки

    Обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся.
    Обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    Меры социальной поддержки по обеспечению питанием отдельных категорий обучающихся МОУ предоставляются сроком на один календарный год.

    Основные принципы инклюзивного образования в школе

    • Включающее образование всех категорий, обучающихся в общую образовательную среду.
    • Архитектурные условия, приспособленные под особые нужды обучающихся (корпус по адресу: ул. Береговая, 6).
    • Адаптированные образовательные программы, индивидуальные планы обучения.
    • Индивидуальное и групповое психолого-педагогическое сопровождение специалистами.
    • Развитие методологии, признающей, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.
    • Создание толерантной среды и поддержка обучающихся с особыми потребностями.
    • Включение обучающихся с ОВЗ во внеурочную, досуговую и культурно-массовую деятельность.

    Комплекс всех перечисленных условий подразумевает, что для осуществления полноценной инклюзии необходима соответствующая подготовка педагогических кадров, позволяющая находить подход к каждому обучающемуся во время образовательного процесса. Наличие архитектурной доступности и современные средства обучения, позволяют беспрепятственно осуществлять доступ в школу, получать качественное образование на всех видах занятий.

    В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» обучение лиц с ОВЗ и инвалидностью осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных с учетом психофизиологических особенностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающих компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся. Адаптированная образовательная программа – это учебно-методический комплекс, определяющий содержание образования, ожидаемые результаты, условия реализации, планируемые результаты освоения образовательной программы, специальные условия для организации образовательной деятельности в школе. 

    Обучение по адаптированной образовательной программе осуществляется на основании заявления законного представителя, обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью, и заключения психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости создания специальных образовательных условий с указанием типа/варианта адаптированной основной общеобразовательной программы.

    Одним из немаловажных условий является психолого-педагогическое, логопедическое и дефектологическое сопровождение. Организация коррекционно-развивающих занятий узких специалистов в комплексном подходе, значительно увеличивает процесс декомпенсации имеющихся нарушений и коррекцию  отклонений в поведенческой, психоэмоциональной, речевой и интеллектуальной сферах.

    Для создания полноценной образовательно-развивающей среды необходим всесторонний подход вовлечения всех участников образовательного процесса. Стоит отметить, что работа в данной системе затрагивает также родителей и других членов семьи, педагогов и специалистов образовательной среды, администрации и структур дополнительного образования. Результативность инклюзивного образования в полной мере зависят от культуры отношения всех участников данной педагогической практики.

    Для детей с ОВЗ принципы инклюзивного образования обозначают, что разнообразию потребностей соответствует образовательная среда, которая является для обучающегося минимально ограничивающей и достаточно включающей. Все участники образовательного процесса приобретают социально-важные качества, такие как: сопереживание, толерантность, терпимость, сострадание и взаимопомощь, учатся совместному взаимодействию и поддержки, что способствует созданию инклюзивной культуры как в школе, так и в обществе в целом.

    Вовлечение обучающихся во внеурочную, социально-значимую, досуговую и культурно-массовую деятельность, позволяет погрузить детей с ОВЗ в образовательный процесс и развить имеющийся потенциал.

    Таким образом весь комплекс созданных условий в школе способствует реализации принципов инклюзивного образования, что позволяет обучающимся с ОВЗ и/или инвалидностью на ровне со сверстниками получать качественное образование и способствует развитию необходимых качеств, способствующих успешной социализации в обществе.

    АНО ДПО «Сибирский институт практической психологии педагогики и социальной работы» предоставляет услуги психолого-педагогического сопровождения детям-инвалидам Томской области от 3-х до 18 лет, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. 

    О направлении информации.

    Нормативно-правовые документы

    Федеральный уровень

    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ 1598 от 19.12.14 )
    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( Приказ 1599 от 19.12.14)
    • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 февраля 2015 года № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ ( Исх ВК-333_0

    Информационно-нормативная база

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie